785 Обсудить

Правильный монтаж металлоконструкций

Поделиться
t.me — Подписывайтесь на наш канал InvestSteel

Когда говорим о правильном монтаже металлоконструкций, по факту опираемся на связку норм: СП 70.13330 (СНиП 3.03.01-87), СНиП III-18-75, ГОСТ 23118, СП 16.13330 и СП 470.1325800.2019.​
Они задают рамки: как принимать конструкции с завода, как готовить фундамент, как монтировать, варить, тянуть болты и что считать браком.

Ключевые принципы “правильного” монтажа

  • Только по проекту ППР и КМ/КМД. Стальные конструкции должны монтироваться строго по рабочей документации и проекту производства работ; самодеятельность на площадке официально запрещена.​

  • Механизация и укрупнение. Нормы прямо требуют максимально механизировать подъем, перемещение и сборку, а также использовать укрупненные блоки, а не “лего” из мелочи.​

  • Надлежащий допуск организации. Для монтажа нужен допуск СРО по соответствующим видам работ, иначе объект не примет надзор и банки/страховщики.

Подготовка: фундамент и площадка

Монтаж начинается задолго до первого подъемного крюка.

  • Фундаменты должны быть полностью готовы и приняты, с выведенными в проектных отметках опорными поверхностями, анкерными болтами и закладными.​

  • Геометрия: отметка верха фундаментов, положение анкеров и реперов — в допусках СП 70.13330 и СНиП по геодезии; превышения выше допуска = переделка или согласованная подливка.​

Мини-визуализация (словом):

Представь план здания сверху: по сетке осей разбиты фундаменты, на каждом нанесены разбивочные оси и отметки, рядом — временные пути для кранов и склад металлоконструкций. Всё подписано, как на чертеже КМ, только “вживую”.

Приемка и подготовка металлоконструкций

Перед тем как хоть что-то поднять краном, нужно официально принять конструкции на монтаж.

Что проверяется:

  • Наличие маркировки изготовителя и сертификатов качества на партии конструкций и металла.​

  • Визуальный контроль: отсутствие трещин, деформаций, расслоений, недопустимой коррозии, пробоев при транспортировке.​

  • Соответствие геометрии допустимым отклонениям по СНиП III-18-75 и СП 70.13330 (длины, отверстия, плоскостность).

Основные этапы монтажа каркаса

Классическая последовательность для промышленных и гражданских зданий:​

  1. Подготовка основания и фундамента. Проверка отметок, осей, анкеров, гидроизоляции.​

  2. Установка колонн.

    • Предварительная выставка по осям и отметкам.

    • Временное крепление (раскосы, стяжки).

    • Подливка и окончательное фиксирование анкерных болтов.​

  3. Монтаж балок, прогонов, ферм. Подъем, установка в проектное положение, фиксация, выполнение сварных/болтовых соединений в заданной последовательности для сохранения устойчивости каркаса.​

  4. Связи и жесткость. Установка вертикальных и горизонтальных связей, которые “запирают” каркас и обеспечивают пространственную жесткость.​

  5. Контроль, подливки, доборные элементы. Проверка геометрии, устранение замечаний, установка кронштейнов, закладных под ограждающие конструкции.

Болтовые соединения: не просто “затянули”

олтовые соединения в современных каркасах — отдельная тема, под которую есть ГОСТ Р 70132-2022 по сборке высокопрочных болтовых соединений.​

Ключевые моменты:

  • Используются болты определенного класса прочности (часто 8.8 и выше), гайки и шайбы в системе, как в проекте.​

  • Требуется контроль усилия затяжки (метод поворота гайки, контролируемый момент и т.п.) с фиксацией в журнале работ.

Параметр Болтовое соединение Сварное соединение
Скорость монтажа Быстро на площадке​ Зависит от квалификации​
Требования к персоналу Монтажники, контролер затяжки​ Аттестованные сварщики
Контроль качества Крутящий момент, визуальный контроль​ Визуальный, УЗК/РК по ГОСТ
Чувствительность к температуре Ниже, чем у сварки​ Повышенные требования при низких t​

Сварные соединения: требования и контроль

Сварка металлоконструкций регулируется ГОСТ 23118-2019 и профильными документами, в том числе по контролю качества сварных соединений.​

Что важно:

  • Сварка выполняется по технологической документации (типовые или специальные ТП), согласованной с проектом.​

  • У сварщика должна быть действующая аттестация, а сами швы — соответствовать требованиям по форме, отсутствию дефектов и твердости.​

Типовые требования:

  • Твердость металла шва и ЗТВ ограничена (для монтажных условий не выше 330–350 HV, в зависимости от группы конструкций).​

  • Критичные швы (стыковые, в ответственных узлах) идут под 100% визуальный контроль и выборочный УЗК/РК.

Точность и допустимые отклонения

Даже идеально “красивый” каркас могут не принять, если он не влезает в допуски СП 70.13330.2012 по монтажу стальных конструкций.​

Типичные нормативные моменты:

  • Допустимые отклонения по вертикали колонн, шагу, длинам и отметкам задаются сводом правил и должны подтверждаться геодезической съемкой.​

  • Документы прямо называют СП 70.13330 основным для оценки допустимых отклонений при монтаже металлоконструкций.

Безопасность и организация работ

Любой “правильный монтаж” разбивается, если безопасность на площадке формальная.

В нормативке закреплено:​

  • Механизация всех основных и вспомогательных процессов (подъем, перемещение, укрупнительная сборка), с учетом работы при низких температурах.​

  • Работа только с исправной грузоподъемной техникой, имеющей паспорта и допуски, и по разработанным схемам строповки.

Промышленный Форум

Зарегистрироваться